Интервью с Натальей Ярцевой в журнал "КВАДРАТ"

Наталья Ярцева, музыкант, педагог, создатель школы «Укулеле для детей», автор методики игры на укулеле.

Гитара является одним из наиболее популярных музыкальных инструментов во всем мире. А в нашей стране его вполне можно назвать «народным». Гитара – обязательный атрибут любого похода или турслета, на ней играют дома, во дворе, на работе, в поезде. Человек, знающий хотя бы несколько аккордов и умеющий ловко перебирать струны, априори душа компании. Сегодня мы беседуем с Натальей Николаевной Ярцевой, музыкантом и преподавателем, лауреатом международных конкурсов. Вот уже более четверти века Наталья Николаевна учит детей игре на гитаре. Благодаря ей за этот период свои первые шаги в музыкальном мире сделали сотни юношей и девушек. А несколько лет назад Наталья Николаевна открыла для себя и своих учеников новый инструмент – укулеле и создала ансамбль «Русские укулельки», с которым сегодня активно выступает. Об этом, а также о многом другом читайте в нашей традиционной рубрике «Персона».

   

   — Наталья Николаевна, добрый день. Расскажите, как происходило Ваше первое знакомство с музыкой?

— Когда мне было десять лет, я сказала родителям, что хочу играть на скрипке. Мой отец, в прошлом моряк, прослуживший пять лет на флоте, воскликнул: «Какая скрипка?! Вот тебе лучше баян!» (смеется). С родителями не поспоришь – меня отдали в музыкальную школу по классу баяна. Это сейчас я полюбила данный инструмент, а в то время просто не могла на него смотреть! Кое-как, со скрипом, я прозанималась три года и ушла. Правда, даром это время тоже не прошло – я глубоко погрузилась в теорию музыки, занималась сольфеджио, знала ноты… Полученные знания очень пригодились в будущем.

— Когда впервые взяли в руки гитару?

— В тринадцать лет. Это была семиструнная гитара советского производства. Несмотря на то, что у меня был самоучитель, играть не получалось совсем – я ни одного звука извлечь не могла! К тому же, поскольку струны были металлическими, ужасно болели пальцы. Я очень расстроилась, потому что желание играть было огромное… Инструмент я повесила на стенку и, может быть, там бы он навсегда и остался, но через год подружка пригласила меня в ДК «Сатурн» на гитарный кружок – единственный на тот момент в нашем городе.

— Помните Вашего первого преподавателя?

— Конечно, помню – Жандров Александр Васильевич. Когда я впервые пришла на его занятия, увидела следующую картину: на сцене вокруг преподавателя сидят множество ребят, у каждого в руках гитара, и все как один внимают учителю. Картина «учитель и ученики» (смеется). В то время, в начале восьмидесятых, желающих заниматься гитарой было очень много – ДК «Сатурн» был просто переполнен. Я тоже пришла с большим энтузиазмом, думая, что вот сейчас я начну играть Высоцкого… А меня «посадили» на классику, на этюды девятнадцатого века! И это только пошло на пользу! Благодаря своему первому педагогу я окунулась в мир классической музыки и очень быстро полюбила его. Александр Васильевич так меня увлек, что в скором времени ничего, кроме классического гитарного репертуара я играть уже не хотела.

Кружок я посещала вплоть до окончания школы, то есть до семнадцати лет. Поняв, что необходимо выходить на более серьезный уровень, я начала заниматься с преподавателями индивидуально. Так, параллельно с основной учебой, продолжилось мое музыкальное развитие. Далее было музыкальное училище.

— Вы играли в каких-либо ансамблях?

— Практически нет. Хотя меня приглашали и в коллектив «Девчата» (они тогда играли эстрадную музыку), и еще в один знаменитый народный оркестр. Однако, поскольку к тому моменту я была с маленьким ребенком на руках, мне пришлось эти предложения отклонить. Гастролировать я бы не смогла.

— Тем не менее, в какой-то момент гитара из хобби переросла в профессию, верно?

— Да. Это случилось, когда я устроилась в музыкальную школу города Воскресенска, где я проработала преподавателем игры на гитаре в общей сложности семь лет. Параллельно вела кружок в ДК «Сатурн» – тот самый, в котором когда-то начинала заниматься сама. Кстати, в «Сатурне» я проработала очень долго – более двадцати лет. Ушла оттуда только недавно… Также в разное время я вела кружки в ДК им. Воровского, ДК «Орбита», работала в Раменской музыкальной школе… Вот уже долгое время мы сотрудничаем с детским центром «Тополек» – я пришла туда еще в те времена, когда он назывался Домом Пионеров. Для меня «Тополек» давно уже стал родным местом.

— То есть, если ребенок хочет заниматься гитарой, вероятность того, что он попадет учиться именно к Вам, очень высока.

— На сегодняшний день я работаю только в «Топольке» и семейном центре «Большиемаленькие». А в девяностые годы все было примерно так, как вы описали. В то время гитаристов-педагогов было очень мало, мы все друг друга хорошо знали и общались между собой. Сейчас образовательная система наконец-то заработала в полную силу, появляется все больше хороших преподавателей. И Слава Богу! Незаменимых людей быть не должно.

— Расскажите об ансамбле «Русские укулельки», который Вы создали на базе «Тополька». Вообще, как Вы открыли для себя этот инструмент?

— В кружке, который я веду в «Топольке», обычно занимаются дети не младше двенадцати лет. Это связано с тем, что гитара является одним из наиболее сложных для освоения инструментов, и человек должен быть готов к нему прежде всего в физическом плане. Где-то около двух лет назад я увлеклась гавайской гитарой – укулеле. На русский язык это название можно перевести как «подарок, пришедший издалека». Когда я увидела музыкальный инструмент, что называется, «вживую», то сразу поняла, что он идеально подходит для маленьких детей. Во-первых, на укулеле относительно легко играть – там всего четыре струны. Во-вторых, подкупает небольшой размер инструмента. По моему мнению, укулеле можно рассматривать как промежуточную ступень, переходный этап на пути к освоению классической гитары.

На занятия укулеле собрались дети, средний возраст которых на тот момент составлял шесть лет. Фактически сразу мы с ними организовали ансамбль «Русские укулельки», который к настоящему времени уже дважды становился лауреатом международных конкурсов. «Русские укулельки» – это не ансамбль в обычном понимании слова, а, скорее, шоу-группа. Каждый наш номер содержит элемент танца и театрализованного представления. Помимо того, что ребята играют на инструментах, они также поют и танцуют. Благодаря этому проявляется вся творческая составляющая ребенка. Для каждого номера у нас есть костюмы – в русском, испанском, казачьем стилях. Это, кстати, очень важный момент, ведь когда ребенок выступает в костюме, он преображается, чувствуя себя персонажем какой-то истории, настоящим артистом.

— А где еще можно научиться игре на укулуле?

— Если говорить о Раменском, то это семейный центр «Большиемаленькие», где я начала работать только в этом году. Там у нас все очень интересно! Начиналось все так: около полутора лет назад у меня появилась идея образовательного проекта, осуществить который в рамках государственного учреждения было фактически нереально. Идея заключалась в том, что родители должны не только присутствовать на занятии, но и заниматься вместе со своими детьми. В музыкальной школе или том же «Топольке» представить себе такое просто невозможно – там вы ребенка отдаете преподавателю и через несколько часов забираете назад. Мне же хотелось отойти от данной системы и построить свои занятия в более свободной форме. Я начала искать учреждение, в котором могла бы реализовать данную идею. Первый вариант, о котором я подумала, был семейный центр «Большиемаленькие», куда я уже водила своего ребенка. Огромным плюсом было то, что в центре устраивались семейные музыкальные вечера, на которых люди общались, играли на гитарах, пели песни. Здесь уже сложился некий круг единомышленников, поэтому, когда я поговорила с руководителем центра Юлией Тимохиной и рассказала ей про свою идею, сразу же нашла в ней понимание и поддержку.

— Можете более подробно рассказать о системе обучения, которую Вы реализуете?

— В чем-то она перекликается с образовательным методом доктора Шиничи Сузуки – знаменитого японского скрипача. Один из постулатов его метода гласит, что для наиболее полного восприятия ребенком информации родители должны осваивать предмет вместе и наравне с детьми. Шиничи Сузуки обучал детей игре на скрипке, но постепенно его метод стал распространяться и на другие музыкальные инструменты — гитару, фортепиано, духовые.

Основные тезисы моей методики таковы: во-первых, маленький ребенок не любит учиться в привычном понимании этого слова. То есть высиживая часы за партой. Он и не должен этого любить. Малыш хочет играть – соответственно, мы с ним не учимся, а играем. Во-вторых, ребенок покажет максимальный результат, только если будет находиться в свободной обстановке. Детям не нравится долгое время сидеть на одном месте – им хочется бегать и прыгать. Пожалуйста – для этого у нас есть все условия! Но если мамы и папы, которые на протяжении всего занятия находятся рядом, продолжают играть на инструменте, дети тоже рано или поздно берут в руки гитары и начинают повторять. Так происходит всегда. И главное, без какого-либо принуждения, все происходит плавно и как бы само собой. Вроде бы только что детки играли в куклы и машинки, а потом смотришь – они уже песенку запомнили и поют ее. Это просто поразительно!

— А как Вы разучиваете ноты?

— По цветовой системе «радуга». Помните – «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Как это происходит? Допустим, к нам приходит пятилетний ребенок, который не умеет писать. Но нарисовать кружочек или черточку он ведь в состоянии! А большего пока и не надо! Каждой ноте соответствует определенный цвет. Например, нам надо написать ноту до – значит, рисуем красный кружок. И так далее. Таким образом, мы с ребятами можем записать практически любую мелодию. Для этого у каждого из них есть своей блокнот, где и делаются все пометки и рисунки. А впоследствии, когда рука ребенка уже подготовлена к письму (обычно это происходит к семи годам), можно переходить на обычную нотную грамоту.

— Здесь у Вас тоже есть ансамбль?

— Да, он так и называется – «Большие и маленькие». Это название полностью отражает суть того, что мы делаем, ведь у нас дети играют вместе с родителями. Причем в ход идут любые инструменты, не только укулеле. Например, у нас есть папа, который играет на банджо и бас-гитаре, один мальчик осваивает гармонь, есть дети, играющие на блок-флейте и ударных. В итоге у нас получился один большой оркестр! А когда у родителей и детей общее хобби, когда мама и папа занимаются и выступают вместе с ребенком – это настоящее чудо.

— Какие песни Вы играете? По какому принципу выбирается репертуар?

— Дело в том, что в России только недавно стал проявляться интерес к укулуле. Начав осваивать этот инструмент, я поняла, что ноты можно найти только на зарубежные песни. Нашего же нет абсолютно ничего! И тогда я поставила перед собой задачу – адаптировать русскую музыку (народную, музыку советского периода, современную) для укулеле. На сегодняшний день я сама пишу аранжировки (они есть в свободном доступе в интернете), прописываю все музыкальные партии. Что касается репертуара ансамбля, конечно, у нас есть вещи и на английском, но девяносто процентов исполняемых песен – отечественные. Прежде всего это народные, казачьи, советские песни. Например, «Во поле береза стояла», «Подмосковные вечера» и т.д. Также мы активно используем репертуар групп «Любэ», «Кино», других коллективов. Кстати, русский рок прекрасно «ложится» на укулеле.

— А детские песни исполняете?

— Обязательно! Но тут есть одна особенность. Дело в том, что детские песни, которые были написаны нашими замечательными композиторами В.Я. Шаинским, Г.И. Гладковым и другими, очень непросто играть, у них, как правило, сложная для новичков в музыке гармония. Простых детских песен, которые ребята могли бы играть уже с первых занятий, у нас мало. Поэтому мы решили сочинять их сами! Моя бывшая ученица, Наталья Буланова, пишет замечательные детские стихи, которые хорошо запоминаются и, самое главное, нравятся ребятам. Мы с дочерью (Полина у меня тоже профессиональный музыкант) сочиняем на эти стихи музыку – простую, используя легкие аккорды. Благодаря этому сегодня, помимо классических популярных хитов, мы с ребятами исполняем в том числе и наши авторские композиции.

— А где в городе, помимо «Тополька» и центра «Большиемаленькие», Вас можно увидеть, послушать?

— Мы используем любую возможность, чтобы выступить. отзываемся на все предложения. Иногда, если позволяют финансы, выезжаем на творческие фестивали. В этом году на Девятое мая мы уже во второй раз проводили музыкальный флешмоб, посвященный песням военных лет, в нашем городском парке. В этот замечательный и дорогой для нас всех праздник мы специально идем в парк, чтобы всем вместе отметить это день так, как можем отметить его мы, артисты. Поем песни про войну, читаем стихи. И меня больше всего поразила искренняя добрая реакция прохожих – люди останавливались, пели вместе с нами, некоторые плакали. А совсем недавно, пятнадцатого мая, мы играли в Кратово на мероприятии, которое называлось «Русская вечерка». Было очень весело и интересно.

— Как Вы проводите свободное время, отпуск?

— Отдых для меня – это, прежде всего, поездка на юг. Последние несколько лет мы посещаем Ейск на Азовском море. Для семей с маленькими детьми это идеальное место – тишина, мелкое море, мягкий климат. Также мне нравится путешествовать по старинным русским городам – Костроме, Ярославлю и др. Обычно мы приезжаем куда-нибудь на два-три дня, гуляем, любуемся архитектурой, разговариваем с людьми, то есть пытаемся окунуться в атмосферу жизни города. В этом отношении мне очень запомнился Углич – там живут замечательные, добрые, открытые люди, которые с удовольствием идут на контакт. Впрочем, такие же добрые и открытые люди живут во всех, посещенных мною, старинных русских городах. Это удивительно, когда ты можешь остановиться на улице и поболтать с незнакомым человеком как со старым другом. А еще я с детства люблю Крым.

— Чем увлекаетесь помимо музыки?

— Музыка требует от человека огромного количества времени. Помимо того, что ты занимаешься ею на работе, надо также играть дома, постоянно поддерживать себя в форме. Поэтому сейчас я нахожусь в полной гармонии с собой: моя работа это и есть хобби.

— Что любите слушать?

— Мне нравятся советские эстрадные исполнители, такие как Евгений Мартынов, Муслим Магомаев. Иногда хочется послушать хорошую фоновую музыку, иногда классику, особенно Моцарта или Баха. Ну и конечно же и даже в первую очередь, гитарную музыку. Еще есть такой волшебный инструмент – дудук.

— А из современных исполнителей?

— Я не очень хорошо запоминаю английские названия, поэтому не смогу вам ничего конкретного назвать. Нравится джаз, этно-джаз. С удовольствием слушаю Нино Катамадзе, Гелу Гуралия, Николая Носкова, Цезарию Эвора. Нравятся песни Виктора Цоя – сегодня они снова актуальны. Для меня в песне самое главное – это слова. К сожалению, в плане текстов, посыла и идеи сегодня у нас нет фигуры, которую можно было бы поставить в один ряд с Высоцким или тем же Цоем. Может быть, этот человек уже родился, может быть, он живет в Раменском, может быть, вы или я его даже знаете… Так что пока ждем.

— Евровидение смотрели?

— Для меня Евровидение – это одна большая длинная песня ни о чем. Точнее, я понимаю, о чем они поют, но мне это не интересно.

— Наталья Николаевна, расскажите о Вашей семье, детях.

— У меня двое детей. Старшая, Полина, уже давно выросла, у нее своя семья. Я с детства воспитывала ее как музыканта. Наверное, в этом проявились какие-то мои родительские амбиции, но поскольку дочь уже несколько раз меня благодарила за то, что я ее в свое время направила, видимо, выбор был сделан правильно. Как музыкант она полностью реализовалась – сегодня Полина играет на гобое в шоу-оркестре «Русский стиль», преподает игру на флейте и укулеле. А второму ребенку, Богдану, шесть лет. Он еще маленький.

— Хотите, чтобы он тоже стал музыкантом?

— Не знаю, главное, чтобы он вырос хорошим человеком и хорошим мужем. А профессию пусть выбирает сам. Я считаю, что отдавать ребенка в музыкальную школу нужно только в том случае, если вы хотите, чтобы он стал профессиональным музыкантом. Просто так, для общего развития этого делать не стоит, потому что сегодня у детей и так очень большая нагрузка – школа, спортивные секции, английский и т.д.

— Вы даете ему играть в компьютер, планшет?

— Да, а почему нет? У нас все строится на взаимном доверии, играть я ему не запрещаю, доступ не ограничиваю. Наверное, поэтому-то компьютер ему очень быстро надое- дает, и Богдан переключается на обычные игрушки.

— Еще пятнадцать-двадцать лет назад, в девяностые и начале нулевых, практически в каждом дворе можно было увидеть ребят, которые сидели на лавочках и играли песни под гитару. Сейчас этого совсем нет. Почему, как Вы считаете?

— Ну, все-таки иногда такое увидеть еще можно. Как-то поздно вечером я никак не могла уснуть из-за того, что во дворе кто-то громко пел песни «Кино». Я уже было открыла окно, чтобы прогнать хулиганов, как вдруг поняла, что все они – мои ученики (смеется). Но в целом, конечно, вы правы. Сейчас практически не существует такого понятия как «двор». Молодежь полностью погружена в интернет, у нее другие интересы. Да и в плане безопасности сейчас все совсем не так как раньше. Я спокойно гуляла в радиу-се нескольких километров от дома, дочь у меня ходила в соседний двор, а сына своего я уже на улицу одного не отпущу. И дело даже не в том, что нас пугают всякими «страшилками». Выходя из подъезда, у нас сразу начинается «улица» с потоком машин.

— Двадцать седьмого июня празднуется Международный День Молодежи. В связи с этим что бы Вы могли пожелать подрастающему поколению?

— Желаю больше общаться друг с другом – не через социальные сети, а «вживую». Почаще ходите в походы, почаще встречайтесь. Как сказала одна моя ученица: «Я за любую тусовку со знаком плюс!»

— Наталья Николаевна, большое Вам спасибо за беседу.

текст А. Волчан

Мы выбрали для наших учеников самые лучшие модели в каждом ценовом сегменте. Каждый инструмент проходит тщательную проверку на наличие дефектов.

Любой запрос в поисковике выдаст вам нужную информацию. Но, есть нюансы, о которых новичок может не знать.

Прежде чем приступить к выбору модели укулеле, вам необходимо определиться с размером инструмента. Есть три основных размера — сопрано, концерт и тенор.